#Akalabeth: #WorldofDoom (#Ultima 0), 1979. Если уж олдфажить, так по полной! Правда, это не столько обзор будет, сколько урок истории. Давным-давно, а именно в 1979 году, когда программистов уже не жгли на кострах, но всё ещё опасались, никому в те времена ещё не известный задрот Ричард Аллен Гэрриот баловался тем, что пробовал кодить на бэйсике небольшие примитивные игрушки по Dungeons & Dragons и книгам Толкиена. И одну из них, названную Akalabeth: World of Doom, он додумался продавать в том магазинчике, где сам в свободное от учёбы время работал. Покупатели, надо полагать, оказались довольными — позже Ричард добавил простенький графический движок и подписал контракт с California Pacific Computer Company на полноценное издание игры и принялся развивать идею дальше. Сама игра была одной из первых компьютерных RPG (возможно даже первой, распространявшейся коммерчески). Именно здесь появились такие неотъемлемые элементы жанра, как "иди и убей"-квесты, мобы из середины, более опасные чем сам финальный босс, а также поиск и использование эксплойтов для безудержного манчкинства. Сюжет проще некуда: злой волшебник понасоздавал подземелий, в которых поселилась всякая гадость вроде орков, гадюк и демонов. Разумно предположив, что они там явно не к переговорам готовятся, обычный парень из деревни (т.е. протагонист) пошёл к Лорду Бритишу, добиваться посвящения в рыцари, дабы помочь избавить страну от угрозы. Правитель, естественно, просто так давать титул хрену с горы не собирается и в качестве испытания посылает храбреца в подземелье убить орка. Потом гусеницу-падальщика. Потом гадюку. Потом гремлина... И вообще не признаёт ГГ достойным рыцарства, пока тот не завалит один на один, чтоб его, БАЛРОГА, без которого, собственно, организованных действий со стороны тварей ждать в ближайшее время не стоит и за которым послать элитные войска было бы разумнее. Не то чтобы это что-то значило, потому что уже к Ultima I все рыцари решили свалить и податься в разбойники. Итак, вначале мы вбиваем "счастливое число" (на основании которого генерируется мир) и уровень сложности от 1 до 10, после чего нам выдают случайно сгенерированные параметры ГГ (максимум — 24), но кроме стартового капитала на практике ни один из них реальной роли не играет, позже скажу, почему. Потом игра предлагает выбор между воином, который может использовать луки и рапиры, и магом, который может, контролируя продающиеся в любом магазине амулеты, загнать все статы в тысячи и всех ваншотить. Думаю, не надо объяснять, какой из этих классов — говно. После генерёжки покупаем снаряжение (доступны топоры, рапиры, щиты, луки и, самое важное, амулеты, через которые и работает вся магия) и обязательно ЕДУ, потому что героическому Ваньке из колхоза необходимо сжирать по буханке за один шаг на большой карте и каждые десять шагов в подземелье, иначе он помрёт. За один золотой, к счастью, выдаётся десять, но ё-моё... На карте мира (квадрат 20x20) есть города (можно закупиться), непроходимые горы, деревья (в качестве ориентиров) и, самое главное, подземелья (все одинаковые) и дворец Лорда Бритиша, без посещения которого начинать что-либо бесполезно. Назвав, наконец, своё имя и получив +1 ко всем параметрам (да, повышение параметров Лордом — единственный способ прокачаться без использования трюка с амулетом), спускаемся в векторное подземелье, где и находится весь геймплей. Геймплей, состоящий из убийства монстров и прохождения через иллюзорные стены. С монстрами в игре всё по тем временам великолепно: есть как отличающиеся друг от друга только цифрами орки, гадюки, скелеты и демоны, так и несколько мобов с особыми способностями, такие как воры, крадущие время от времени предметы, мимики (с этими всё, думаю, понятно) и гремлины. Гремлины, которые при каждом успешном ударе съедают половину запаса еды из рюкзака ГГ. Которые, если им повезёт, могут убить даже манчкинящего мага с девятью тысячами в каждом параметре. Они будут преследовать вас в ваших снах. Они найдут вас и опустошат холодильники ваших родных и близких. Не. Недооценивайте. Гремлинов. И да, чуть не забыл, смерть окончательна, загрузки нет. Трудно поставить этой древности какую-то реальную оценку, поэтому скажу вот что: если вам интересно, с чего начался жанр RPG вообще и серия Ultima в частности — поиграть стоит. Но любителям офигительных историй, проработанных миров и всего того, за что любят жанр сейчас, делать тут нечего. Akalabeth: World of Doom доступна совершенно бесплатно вот здесь: https://www.gog.com/game/akalabeth_world_of_doom Советую, однако, запускать не то, что грузится по кнопке "установить", а порт 1998-го года, доступный через дополнительные материалы, там устранены все баги оригинального порта с Apple II. Из всех этих скринов мой — только последний, с последствиями издевательства над амулетом. Все остальные стянуты с гуглокартинок.

Теги других блогов: RPG Akalabeth World of Doom